Кнопки соцсетей

суббота, 7 июня 2014 г.

«Корпоративный e-learning как игра в бисер»


С виду-то размышлять учатся все, но не всегда это проверишь
Герман Гессе. «Игра в бисер»


игра в бисер

А Вы читали «Игру в бисер» Германа Гессе? 

Если нет, то обязательно прочтите. 

И не только потому, что читать в принципе полезно, но и потому, что эта книга замечательный помощник в поиске новых смыслов и внутренних метафор. 

Словно монах-бенедиктинец отец Иаков, эта книга строгий, но внимательный собеседник, каждая беседа с которым – это испытание. Но испытание настолько увлекательное и захватывающее, что хочется возвращаться к нему вновь и вновь.

А если читали… Что ж, тогда, думаю, нам удастся поговорить с Вами на одном языке.



Уверен, я не первый, кто пытается найти аналогии между своим делом и «Игрой в бисер», благо метафоричность языка этой самой игры и отсутствие её точного описания располагают к подобным поискам. Люди очень любят совпадения и скрытые смыслы. А ещё больше люди любят ощущение сопричастности. Всем нравится быть частью чего-то одного, большого, целого. Всем хочется верить, что они не просто ходят по земле, а вращают наш «подсолнечный шарик» своим движением.

Верю в это и я. Помогать людям совершать открытия, пусть даже самые маленькие и самые простые, – это не только безумно важно, но и безумно интересно. А в нашем с Вами случае ещё и безумно сложно. Мы ведь не можем заглянуть ученику в глаза, потрепать по волосам, пожать руку за успехи, ну или потягать за ухо, что для кого-то тоже метод. У нас есть только язык. Так мало!? А возможно, наоборот, так много!?

Говоря про язык, я не имею в виду простой инструмент передачи информации. Такой как текст или аудио-, видеозапись голоса. Нет. Я говорю шире. Я говорю про его, языка, смысловое определение. Я имею в виду знаковую систему, систему, с помощью которой мы добиваемся от ученика желаемого поведения. И если принимать это определение, то получается, что создать курс – это значит трансформировать набор знаний, зачастую из разных областей и не всегда имеющих явные связи, в систему знаков, позволяющую получить желаемый результат. То есть достичь поставленной в начале цели.

Согласитесь, в таком виде курс очень напоминает партию игры в бисер. Этакий сеанс беседы на метаязыке, в котором все участники этой самой беседы несут равную ответственность за то, насколько она будет интересной и плодотворной.

Но ведь игра – это не просто набор партий. Игра – это мировоззрение. Игра – это оберег от фельетонной эпохи, оберег от несерьёзности и лженаучности. А наше дело? Надеюсь, что тоже.

И если мы соглашаемся с подобным сравнением, как же близки и понятны становятся нам опасения Йозефа Кнехта за судьбу игры. Помните, он боится, что репетиторы, главные мастера игры, увлечённые своей виртуозностью и поглощённые гордыней превосходства, замкнутся в своём узком кругу. Они потеряют интерес к рядовым игрокам в силу их обычности. А игроки вскоре, не ощущая поддержки репетиторов, потеряют интерес к игре как к чему-то доступному и им для занятия. Это неминуемо, и очень быстро, превратит игру в очередной «мёртвый язык».

Мне кажется, подобные опасения очень знакомы и понятны нам и сейчас.

А письмо Кнехта и разговор со старейшиной правления Ордена Александром, в которых он предупреждает, что в трудные (или, говоря нашими понятиями, кризисные) времена, игра находится в самой большой опасности. Где он предупреждает, что математика или физика, в силу их объективной практической необходимости, будут нужны всегда, а вот от игры правители и общество откажутся в первую очередь. Даже уважая и признавая, что игра – это целая культура, её забудут. Забудут, потому что недопонимают. Забудут, потому что считают излишеством. Забудут, потому что «хлеб» и «пушки» в трудные времена всегда на первом плане.

Думаю, эти опасения Магистра игры не нуждаются в особой интерпретации для нас. Уверен, каждый, кто хоть раз защищал бюджет на обучение, чувствовал себя эдаким корпоративным Йозефом Кнехтом.

Вот и получается…

Впрочем, что из всего этого получится, покажет только время. Потому как мы ещё в самом начале долгого, сложного, но интересного пути. А пока что самое время для медитации:)

Комментариев нет:

Отправить комментарий